Какой помощи ждут родители, понесшие утрату ребенка? И как можно улучшить соответствующую профессиональную подготовку и поддержку работников здравоохранения, оказывающих помощь?
Около 6 500 родителей ежегодно переживают утрату ребенка до или вскоре после рождения. В «Сэндс» (Sands) мы понимаем, как тяжело пережить такой опыт. Мы создали руководства для специалистов, в настоящее время – в четвертом издании, направленные на подготовку работников здравоохранения к оказанию поддержки семьям при выкидыше, мертворождении или потере ребенка вскоре после рождения.
Несмотря на то, что «Сэндс» располагает большим объемом данных по примерам оказания помощи при потере ребенка, которую скорбящие родители посчитали как полезной, так и неуместной, информации все еще недостаточно для разработки стандартизированной практики оказания помощи.
Опросы, проведенные «Сэндс», позволяют предположить, что, как и во многих аспектах системы здравоохранения Великобритании, оказание помощи при потере ребенка подобно лотерее: некоторые медицинские учреждения применяют надлежащие практики оказания поддержки, тогда как в других центрах поддержка оставляет желать лучшего. Нам необходимо определить основные проблемы при оказании психологической помощи и поддержки при потере ребенка женщинам и их партнерам. Что уже применяется успешно? Как можно улучшить качество оказываемой помощи с точки зрения родителей? И каковы основные проблемы профессиональной подготовки персонала, который оказывает помощь скорбящим родителям? Как решить эти проблемы?
Чего стремились добиться в рамках исследования?
В рамках исследования задействовали родителей, недавно потерявших ребенка, с целью понять, как они оценивают оказанную им помощь. Подробные опросы родителей, изъявивших согласие на участие в исследовании, были сосредоточены на том, что было сделано надлежащим образом и что было неуместным, начиная с объявления о тяжелом диагнозе/неутешительном прогнозе, и заканчивая обсуждением родоразрешения, получением согласия на вскрытие и последующими консультациями со специалистами по прошествии нескольких недель с момента гибели ребенка.
Исследователи также интересовались мнением гинекологов и акушеров касательно того, какие практики оказания помощи при утрате показали наилучшие результаты и были связаны с облегчением или ухудшением состояния скорбящих родителей, а также о том, как улучшить оказание помощи посредством профессиональной подготовки.
Каковы результаты исследования?
Тридцать пять родителей 21 ребенка согласились пройти опрос в рамках исследования. В групповой дискуссии приняли участие 22 гинеколога и акушера. Опросы и групповые беседы позволили выявить ряд общих наблюдений.
По данным исследования, помощь при утрате ребенка зачастую была недостаточной. В некоторых случаях коммуникация с родителями была недостаточно деликатной в силу того, что медицинскому персоналу не хватало компетенции в том, что касается психологической поддержки родителей.
Оказание помощи родителям при обращении в больницу было различным: некоторым родителям приходилось ждать подтверждения гибели ребенка и оказания помощи длительное время.
После подтверждения смерти ребенка медицинские работники, как правило, уделяют больше внимания нуждам матери, в то время как родители выдвигают на первый план своего ребенка.
Одной из потенциальных причин стресса была просьба родителей о проведении кесарева сечения при родовспоможении. Медицинские работники зачастую отказывали в проведении процедуры, считая родоразрешение через естественные родовые пути более предпочтительным. Исследование показало, что причины, по которым родители просили о кесаревом сечении, не были полностью приняты во внимание медицинским персоналом.
Родители были благодарны медицинским работникам, которые тактично объяснили характер и цель проведения вскрытия.
При выписке из больницы родителям не был представлен какой-либо план последующего наблюдения и оказания помощи. Родителям хотелось бы получать больше информации о своем следующем направлении в госпиталь/к специалистам.
Рекомендации и выводы исследования
Имеется потребность в подготовке родителей и медицинских работников в том, что касается распознавания признаков и симптомов ухудшения состояния ребенка или его гибели; требуется разработка систем, направленных на более эффективную подготовку сотрудников родильных отделений в данном направлении.
Имеется потребность в обучении всех задействованных медицинских работников в проведении ультразвуковых исследований, а также в развитии навыков коммуникации и эмпатии.
Медицинские работники нуждаются в обучении касательно того, как обсуждать вид родоразрешения с родителями, понесшими утрату. Работники здравоохранения не должны забывать, что ребенок остается ребенком даже после его или ее гибели.
Беседа с медицинскими работниками влияет на решение родителей в значительно большей степени, чем кажется медработникам.
Задержки, ненадлежащая помощь, а также отсутствие последовательности при оказании помощи могут быть исправлены при помощи более качественных методик оказания помощи, и не должны списываться на лабораторные исследования и процедуры, такие как вскрытие.
Кто проводил исследование?
Руководителем исследования был доктор Димитриос Сиассакос (Dimitrios Siassakos), клинический преподаватель кафедры акушерства Бристольского университета (NIHR). В его команду вошли:
- Проф. Тим Дрейкотт, клинический лектор акушерства, Бристольский университет
- Д-р Роберт Фокс, консультант-акушер, больница Масгроув Парк, Тонтон
- Д-р Кэтрин Глисон, старший акушер-исследователь, Университет Суррея
- Д-р Алекс Хизелл, клинический преподаватель акушерства, Манчестерский университет
- Г-жа Клэр Стори, Бристоль Сэндс
- Д-р Сью Джексон, психолог, Университет Западной Англии
- Г-жа Кэтрин Винтер, психолог, Западная комплексная локальная исследовательская сеть Национального института исследований в области здравоохранения и ухода
Исследование проводилось в трех разных подразделениях (Саутмид в Бристоле, Глостере и Тонтоне), а полученные данные анализировались и интерпретировались несколькими исследователями, а также родителями, перенесшими утрату ребенка.
Перевела
Александра Горюнова