Сообщение плохих новостей – непростая задача для любого специалиста, сколько бы опыта и знаний у врача не было.
Сложно сказать, можно ли полностью быть готовым к тяжелым разговорам и не включаться в них эмоционально, однако в качестве заботы о себе и о пациентах, так нуждающихся в поддержке и внимании, можно подготовиться к разговору в ситуации утраты малыша или выявлении пороков развития, а также следовать алгоритму, учитывающему состояние родителей в такой тяжелый момент.
Внутренняя готовность
- Профессионализм. Внутренняя готовность к общению (понимание целей и задач диалога).
- Доброжелательность. Настрой на безоценочное доброжелательное принятие любых эмоциональных и психологических переживаний мамы и членов семьи.
- Знание текущей ситуации (как в отношении ребенка, о котором пойдет речь, так и всей семьи в целом – есть ли в семье папа, старшие дети и т.д.).
- Готовность ответить на вопросы родителя. Разговор не должен стать монологом, это диалог.
- Открытость. Одна из ключевых сторон во взаимодействии с семьей. В случае неискренности специалиста семья получает от него двойное послание, что может спровоцировать повышенную тревогу или ложные ожидания.
- Доверие к личности собеседника, уважительное отношение к его мнению и поступкам.
- Внимание к вопросам, просьбам и пожеланиям.
Организационные вопросы.
- Найдите спокойное, уединенное место.
- Уделите время, которого будет достаточно для сообщения и ответов на вопросы.
- Сообщайте об изменениях ситуации лично.
- Поза: не оставляйте большого пространства между собой и пациентом, разговаривайте на расстоянии вытянутой руки.
- Будьте готовы предоставить родственнику возможность выговориться/выплакаться.
Алгоритм сообщения плохих новостей
- Представиться, назвав родителям имя и должность
- Подготовить пациента («Нам предстоит трудный разговор»)
- Выразить соболезнования («Мне жаль, что так получилось», «Я вам сочувствую»)
- Сообщить необходимую информацию, она должна быть максимально ясной и короткой
- Убедиться, что пациентка все поняла верно
- Выдержать паузу (время немного прийти в себя)
- Дать возможность отреагировать, задать вопросы
- Ответить на вопросы
- Предложить пациентке брошюры фонда: «Если вам понадобится психологическая помощь и поддержка, вы можете обратиться в фонд «Свет в руках»
- Прояснить последующие шаги
- Еще раз выразить соболезнования
После разговора.
Проводить тяжелые разговоры может быть тяжело не только для родителей, но и для медицинского специалиста.
После разговора важно позаботиться о себе, тем способом, который вам подходит.
- Выпить вкусного чая/кофе
- Пройтись несколько минут Поговорить с опытным коллегой о ситуации
- Позвонить родным
- Принять душ Любое действие, которое поможет вам снять напряжение